Нелинейные модели позволяют выявить закономерности эволюции размеров компаний
21 февраля 2024 года в Институте менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ состоялся исследовательский семинар цикла «Инновационная среда» — о нелинейных моделях для выявления закономерностей эволюций размеров компаний на основе анализа эмпирических данных рассказал доцент Юрий Полунин
В докладе Юрия Полунина «Нелинейные модели как инструмент выявления закономерностей эволюций размеров компаний: анализ эмпирических данных» были представлены результаты анализа эволюции размеров компаний с помощью нелинейных моделей, базирующиеся на дискретных отображениях (итерационных уравнениях), представляющих следующее значение процесса через предыдущие. Значения параметров каждой из моделей определяются по эмпирическим данным, а последовательность значений параметров определяется методом «временных окон». Весь дальнейший анализ строится на основании значений параметров моделей.
В докладе рассмотрены 4 модели: базовая; модель взаимосвязанных процессов (модель конкуренции); модель, основанная на отображении с учетом предыстории; а также модель, объединяющая методы нелинейной динамики и регрессионного анализа
Такие модели позволяют получить описание закономерностей динамики выручки «в целом» и сравнить закономерности эволюции разных групп компаний, выделив среди них одинаковые по закономерностям группы компаний.
В ходе проведенного анализа данных о выручке выявлены общие закономерности прохождения российскими компаниями мирового кризиса 2008-2009 годов и специфические закономерности эволюции наиболее динамичных компаний посткризисного роста.
О докладчике
Полунин Юрий Алексеевич, к.т.н., доцент, сотрудник лаборатории «Теории выбора и анализа решений им. М.А. Айзермана» Института проблем управления РАН. Занимается разработкой методов анализа нелинейных процессов по эмпирическим данным. Автор работы «Нелинейный взгляд на эволюцию размеров систем. Методы анализа эмпирических данных нелинейных процессов, развивающихся в условиях ограничений» (текст в стадии обсуждения).
Автор ряда работ (статей, докладов на конференциях) по анализу динамики выручки российских компаний (часть - в соавторстве с д.э.н., проф. А.Ю. Юдановым).
Ранее - главный аналитик журнала «Эксперт»; соруководитель по математическим методам анализа в проекте «Политический атлас современности».