«Практические кейсы и интересные лекторы»: скейларатор для национальных чемпионов успешно завершен
В Институте менеджмента инноваций ВШБ НИУ ВШЭ завершился скейларатор, в котором приняли участие двадцать технологических компаний проекта «Национальные чемпионы». В финале, на демодне компании защитили проекты стратегий развития своего бизнеса
Скейларатор (от английского scale-up – расширять, масштабировать) отличается от акселератора тем, что участвуют в нем не стартапы, а опытные и растущие высокими темпами компании. Компании, которые получили статус «Национальные чемпионы» и приняли участие в программе, соответствуют следующим критериям:
- доля государства в капитале компании не превышает 25%;
- возраст компании — более 4 лет;
- годовая выручка компании (группы) в 2021 г. от 300 млн до 30 млрд руб;
- среднегодовой темп роста выручки – не менее 10% за последние 3 года.
В 2023 году статус «Национальные чемпионы» получили 16 компаний. Они были приглашены к участию в скейлараторе. Кроме этого, в скейларатор пришли 4 компании из рейтинга «Национальные чемпионы» прошлых лет. От компаний программу прошли собственники, генеральные директора и топ-менеджеры. Программа была призвана помочь им в разработке новой форсированной стратегии масштабирования бизнеса и ее презентации в виде «дорожной карты» на заключительном этапе.
Скейларатор продлился полгода - с апреля по октябрь 2023 года. Скейларационная программа содержала в себе два трека: образовательный и консультационный. Образовательный трек включал в себя шесть очных модулей: ежемесячно по два полных учебных дня. Очные модули были посвящены следующим темам:
- стратегии роста;
- технологический маркетинг (маркетинг инноваций);
- управление НИОКР и проектный менеджмент;
- организация нового производства (логистика, кооперация, технологические альянсы);
- организационная культура и инновационная активность, мотивация, управление знаниями и талантами;
- экономика, инвестиции, финансы, управление рисками и инвестиционная привлекательность.
На модулях были представлены лекции ведущих экспертов ВШЭ и приглашенных спикеров, мастер-классы менторов – практиков бизнеса. Самыми яркими и запоминающимися лекциями, по отзывам участников стали:
«Стратегический процесс» от вице-президента по стратегии ПАО МТС Александра Горбунова, «Брендинг. Реклама и продвижение» от руководителя программы профпереподготовки «Brand management» ВШБ НИУ ВШЭ, экс-директора по маркетингу «Банк Хоум Кредит» Виктории Алемановой, «Технологические стратегии» от генерального директора УК «Орбита Капитал Партнерз» (ГК «Росатом») Евгения Кузнецова, «Корпоративная культура креативной компании» от ординарного профессора, руководителя департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами ВШБ НИУ ВШЭ Сергея Филоновича, «Корпоративная культура» от члена совета директоров ГК «ЭФКО» Сергея Иванова.
Участники особенно отметили мастер-классы от основателя и руководителя ГК «Специальные системы и технологии» Михаила Струпинского и генерального директора ООО «Баск» Владимира Богданова.
Большое внимание в программе было уделено экспорту: про рынок Китая рассказал Олег Ремыга, руководитель направления Китая Института исследований быстрорастущих рынков МШУ «Сколково», тему рынков Африки раскрыл Андрей Маслов, директор Центра изучения Африки факультета мировой экономики НИУ ВШЭ, рынки Юго-Восточной Азии освещал целый ряд спикеров, среди которых, например, Никита Пономаренко, торговый представитель России в Малайзии, про рынки Латинской Америки рассказали генеральный директор Национального Комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки Татьяна Машкова и Виктор Шереметкер, торговый представитель России в Бразилии, с рынками Ближнего Востока участников подробно познакомила Кристина Танцюра, управляющий партнер SKY Consulting Group.
Участники уже во время обучения начали работать над выходом на экспортные рынки, пользуясь контактами спикеров, которые выступали на образовательных модулях. На демодне многие компании уделили большое внимание выходу на экспорт, демонстрируя конкретные планы в своих стратегиях развития.
На каждом модуле проводился клуб Национальных чемпионов, в числе спикеров которого были заместитель директора Института исследований и экспертизы ВЭБ Сергей Власов, главный редактор делового журнала «Эксперт» Татьяна Гурова, основатель и генеральный директор «ВкусВилл» Андрей Кривенко, генеральный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев, старший вице-президент по связям с промышленностью Сколковского института науки и технологий Алексей Пономарев и другие эксперты.
Консультационная часть программы состояла из работы участников с трекерами-консультантами, которые помогали компаниям выстраивать дорожные карты развития бизнеса. Курировала это направление опытный консультант, ментор и трекер Евгения Какаева. Всего за программу участники получили 15 индивидуальных консультаций – трекшн-сессий, на которых от компаний присутствовали несколько специалистов из разных областей, в зависимости от прорабатываемой темы на разных этапах программы. Институт менеджмента инноваций пользуется уникальной методикой построения дорожных карт, которая апробирована на десятках компаний и доказала свою эффективность. Трекеры, сотрудничающие с ИМИ, имеют многолетний опыт работы с компаниями, прошли специальную дополнительную подготовку, программу повышения квалификации, также организованную ИМИ – «Менторинг в скейларационных и акселерационных программах» и были отобраны из трех потоков программы повышения квалификации в ходе прохождения практики.
На демодень были приглашены институты развития, представители академических структур, инвестиционных структур (биржи, инвестиционные компании, бизнес-ангелы), банков и т.д. Эксперты дали участникам обратную связь, полезные комментарии и конкретные предложения о сотрудничестве, выдаче кредитов, привлечении инвестиций, получения господдержки.
Участник программы, генеральный директор компании «Аурига» Вячеслав Ванюлин оценил программу как «эффективную, [поскольку] присутствовал хороший баланс между теоретической и практической частями. Отдельно хочу отметить, что была возможность обратиться к практикующим экспертам по вопросам стратегии. Возможность онлайн-формата обучения предоставила команде доступ к материалам в любое удобное время. На программе мы определили векторы развития, которые надеемся успешно реализовать в дальнейшем».
Собственник и генеральный директор Научно-производственной фирмы «Реабилитационные технологии» (группа компаний «Мадин») Александр Емельянов отметил: «Благодаря этому интенсиву, мы смогли разработать детальную маркетинговую стратегию для реализации наших новых проектов. Мы по-новому взглянули на те аспекты выведения продуктов на рынок, которые казались нам уже давно знакомыми. Отлично собранные материалы, реальные практические кейсы, интересные лекторы и высочайший уровень организации! Отдельно хотелось бы поблагодарить нашего трекера. Её огромный опыт помог нам разобраться в различных тонкостях составления дорожной карты проектов. Мы надеемся, что сможем достойно применить полученные знания и вывести нашу компанию на новый уровень развития»
Заказчиком и партнером ИМИ в реализации образовательной программы является Российская венчурная компания. Помощь в организации оказала Ассоциация «Национальных чемпионов».
* * *
Институт менеджмента инноваций решил трансформировать скейларатор для национальных чемпионов в программу для открытого рынка и объявляет набор на программу профессиональной переподготовки «Быстрый рост на основе инноваций: скейларатор для будущих чемпионов». Приглашаем к участию компании, которые стремятся к высоким темпам роста бизнеса.
Сектор развития инноваций в промышленности: Ведущий аналитик
Алеманова Виктория Борисовна
Центр развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: Руководитель проекта
Маслов Андрей Александрович
Центр изучения Африки: Директор
Пономарев Алексей Константинович
Департамент образовательных программ: Профессор
Филонович Сергей Ростиславович
Ординарный профессор ВШЭ