• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препарируя малый и средний бизнес

В журнале «Стимул» опубликован развернутый материал, подробно анализирующий феномен малого и среднего бизнеса через призму взглядов российских и зарубежных исследователей и экспертов. Автор – директор Центра исследований сферы инноваций ИМИ НИУ ВШЭ Станислав Розмирович (при содействии ведущего аналитика ИМИ НИУ ВШЭ Тиграна Оганесяна)

Photo by Sebastien Gabriel on Unsplash | https://unsplash.com/@sgabriel

Photo by Sebastien Gabriel on Unsplash | https://unsplash.com/@sgabriel

В статье директора Центра исследований сферы инноваций ИМИ НИУ ВШЭ Станислава Розмировича, написанной при содействии ведущего аналитика ИМИ НИУ ВШЭ Тиграна Оганесяна рассмотрены особенности быстрорастущих фирм и схожих с ними компаний. Показано, что значительная часть таких предприятий – не молодые, а довольно зрелые, а их инновационный профиль скорее характеризуется инкрементными, а не прорывными инновациями. Приведены данные, свидетельствующие о необходимости господдержки средних быстрорастущих компаний в возрасте от 5 до 25 лет.

Мы предлагаем Вам краткий пересказ статьи, полный текст которой доступен в журнале «Стимул».

 
Что такое МСП

Малый и средний бизнес, который обычно обозначается аббревиатурой МСП, как правило, воспринимается как нечто однородное. Однако, если посмотреть на формальные критерии отнесения компаний к этой категории, то можно увидеть, что зачастую буква «С» из этой аббревиатуры коренным образом отличается от микропредприятий, скрывающихся за буквой «М». Как пишет Станислав Розмирович, «…компания с выручкой 1–2 млрд рублей и 200–250 работников — это достаточно серьезный бизнес, <…> имеющий за спиной серьезные активы <…>. Выясняется, что для [таких средних компаний] требуется принципиально иная госполитика, направления и системы поддержки, [нежели для микропредприятий]» (здесь и далее в кавычках даны цитаты из оригинала публикации).

 

Попытки настройки госполитики в сфере МСП

Конечно, государство предпринимает попытки дифференциации малых и средних фирм, однако, пока что попытки эти довольно ограниченные. В принятой в июне 2016 года «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» в отдельные категории выделены две группы предприятий – массовый сектор и высокотехнологический сектор.

 

Зарубежные исследования быстрорастущих МСП

За рубежом внимание на средний бизнес обратили еще в 1980-е. Дэвид Бёрч в известной статье «Кто создает рабочие места?» ввел термин «компании-газели». Так Бёрч обозначил быстроразвивающиеся компании, которые «являются главными источниками экономической активности, обеспечивающими в развитых странах больше 50% регулярно создаваемых новых рабочих мест. В ряде своих более поздних работ, Бёрч и его коллеги проверили эту гипотезу для экономики США. Их выводы подтвердили теорию».

В дальнейшем многие исследователи занимались темой «газелей». В 2010 году компаративный анализ примерно 20 публикаций по этой теме вновь подтвердил правильность выводов Бёрча.

 

Границы феномена «газелей»

Разумеется, тема «газелей» не осталась без внимания правительств и международных организаций. В частности, собственную попытку определения критериев «газелей» предприняла ОЭСР. Эксперты этой организации начали с переименования «газелей» в «быстрорастущие фирмы» (high growth firms / HGFs). «В докладе от 2008 года ОЭСР предложила следующее определение HGFs: «Быстрорастущими фирмами следует считать компании со средним ежегодным приростом числа сотрудников или оборота более чем на 20% в течение трехлетнего периода и более чем с 10 сотрудниками на начальный момент этого периода наблюдения».

В дальнейшем исследователи из разных стран рассматривали компании этого типа в разных контекстах, выделяя «газели-суперзвезды», «экспортно-ориентированные газели», уточняя определения и критерии в зависимости от обстоятельств и условий.

 

Неустойчивость динамики быстрорастущих компаний

В то же время именно быстрорастущим компаниям характерна очень высокая нестабильность позитивной динамики, что сильно усложняет работу с ними. Поэтому «целый ряд авторов констатируют, что пребывающие в состоянии частого «фазового перехода» HGFs вообще не могут быть отдельной категорией традиционной государственной политики, применяемой по отношению ко всей совокупности МСП».

 

Зрелые «газели» как особый подвид популяции

Кроме того, быстрорастущие компании почти повсеместно воспринимаются как очень молодые предприятия. Однако исследования показали, что это далеко не так. Значительная часть HGFs старше пяти лет, и, что поразительно, зачастую именно самые старшие из них растут самыми большими темпами.

 

Быстрый рост и высокие технологии не синонимы

Ставится также под сомнение другое распространенное утверждение, что большинство HGFs — высокотехнологические компании. Исследования это не подтверждают. Однако это не значит, что быстрорастущие компании не являются инновационными. Дело в том, что «многие из HGFs ориентируются не на прорывные, а на инкрементные инновации, или так называемые инновации среднего уровня (mid-level innovation) — улучшающие нововведения, носящие прикладной характер».

 

«Скрытые чемпионы» как особая категория МСП

Еще одна важная концепция в области исследований среднего бизнеса была создана немецким исследователем Германом Симоном. Выделенный им в немецкоязычных странах Европы слой компаний Симон назвал «скрытыми чемпионами». Изначально Симон предложил относить к «скрытым чемпионам» инновационно и экспортно ориентированные малые и средние компании, занимающие ведущие места на мировом рынке в узкой продуктовой нише; имеющие выручку до 1 млрд долларов США; и не находящиеся на слуху у рядовых потребителей.

Выявленные Симоном «скрытые чемпионы» сегодня представляют собой мощную прослойку в ряде стран Европы. Как правило, они имеют успешную историю ведения бизнеса длиной в десятилетия, а основную часть доходов получают от экспортных продаж. Похожие компании существуют и в других регионах мира.

 

«Скрытые чемпионы» и «быстрорастущие компании»

«Можно утверждать, что быстрорастущие компании и «скрытые чемпионы» — это, по сути, две близкородственные категории (или «разновидности одной породы», как образно выразился немецкий экономист Роберт Грюнвальд». В 2014 году Грюнвальд опубликовал статью, в которой указал, что, возраст «скрытых чемпионов» от 5 до 25 лет, видимо, является ключевым для определения дальнейшей стратегической траектории их развития. И именно на этой стадии «государство должно особенно активно помогать таким компаниям в их развитии, предоставляя им различную финансовую поддержку, а также оказывая им персонифицированное информационно-консультативное содействие».

«Концепция «скрытых чемпионов» в последние годы стала пользоваться повышенным вниманием во многих странах мира (в частности, в Южной Корее, на Тайване, в Малайзии, Сингапуре и даже в Австралии). Так, высокопоставленные политики Южной Кореи и Тайваня официально инициировали реализацию сразу нескольких крупномасштабных программ, направленных на выращивание и стимулирование роста инновационно ориентированных компаний малого и среднего бизнеса»

 

Источник: Станислав Розмирович. “МСП под микроскопом ученых” // Журнал «Стимул»