• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Привлечь абитуриентов-инноваторов

5 марта стартовал конкурс абитуриентов магистратуры ВШЭ «Кадры для инноваций». Победители конкурса будут зачислены на соответствующие магистерские программы Института менеджмента инноваций (ИМИ) и МИЭМ ВШЭ. Комментирует директор ИМИ Дан Медовников

5 марта стартовал конкурс абитуриентов магистратуры ВШЭ «Кадры для инноваций». Победители конкурса будут зачислены на соответствующие магистерские программы Института менеджмента инноваций (ИМИ) и МИЭМ ВШЭ. Комментирует директор ИМИ Дан Медовников.
— Каким образом возникла идея проведения конкурса?
— Схожий конкурс мы проводили год назад, тогда он назывался «Будущий директор по инновациям». Его победители сейчас учатся в магистратуре Института менеджмента инноваций. В этом году по итогам конкурса мы планируем дать возможность талантливым участникам учиться на новых магистерских программах МИЭМ и в магистратуре нашего института по программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании». Отбор абитуриентов в любой университет представляет собой конкурс. Но в инновационной сфере конкурс имеет и другое, более специфическое значение — с помощью конкурсного отбора выделяются проекты, достойные поддержки и реализации. У команды Института менеджмента инноваций большой опыт в проведении инновационных конкурсов. Сейчас перед нами стоит задача выбрать не конкретный проект, а инновационно ориентированных студентов. Людей с инновационным мышлением привлекают конкурсы, им нужно давать возможность проявить себя. Только таким образом можно раскрыть их и выбрать самых достойных.
— Как будет проходить конкурс?
— Мы планируем проводить его в три этапа. Первый этап — решение кейсов. В их основу легли реальные ситуации, с которыми нам приходилось сталкиваться. Прошедшие во второй этап будут приглашены в Москву на деловую игру. В качестве экспертов выступят инновационные предприниматели, директора крупных компаний, то есть потенциальные работодатели студентов. На третьем этапе нужно будет написать эссе и пройти собеседование, это возможность еще лучше узнать соискателей. К участию в конкурсе допускаются выпускники бакалавриата и специалитета технических и естественнонаучных факультетов. На наш взгляд, инновационный менеджмент требует базового технологического образования. Практика показывает, что выпускники гуманитарных факультетов с нашей программой не справляются.
— Реализация инновационных проектов требует поддержки. Сотрудничает ли ваш институт с Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ?
— В 2011 году мы запустили общеуниверситетский факультатив «Основы инновационного предпринимательства». Заниматься по его программе могут студенты любых факультетов Вышки. Его задача состоит в том, чтобы направить инновационно ориентированных студентов на создание проектов, которые впоследствии будут воплощены в жизнь. Обучение по программе длится три года. В рамках факультатива студенты объединяются в группы и работают над разработкой конкретного проекта. По окончании обучения эти проекты будут реализовываться при поддержке Бизнес-инкубатора Высшей школы экономики.
— Вы считаете, что бизнес-инкубаторы необходимы для внедрения инновационных разработок?
— Специфика инновационных проектов состоит в том, что они почти никогда не могут самостоятельно встать на ноги. Это обусловлено отсутствием налаженных схем в этой области, высокими рисками инновационного предпринимательства. Примеров самостоятельного выживания инновационных бизнесов единицы. Поэтому бизнес-инкубаторы нужны. Их задача — помочь компании пройти «долину смерти» и дойти до того этапа, когда будут отработаны технологии, сформирована команда, преодолены первые трудности, а бизнес будет готов к «самостоятельному плаванию». В основе бизнес-инкубатора должна лежать амбициозная задача — например, такая, как проект «Сколково».
— На ваш взгляд, «Сколково» можно назвать удачным проектом?
— Один из специалистов назвал «Сколково» «апостольским проектом», то есть опережающим свое время. Такие проекты нужны, они стимулируют развитие других организаций, демонстрируют потенциальную модель будущего. На мой взгляд, самый большой интерес этого проекта мог представлять Сколковский институт науки и технологий — Сколтех. Он был создан на основе американского образовательного стандарта. Я считаю, что проект был бы более успешным, если бы в его основу лег успешный опыт российского университетского образования. У каждой страны свои уникальные условия, и с ними приходится считаться.
— Есть ли в российской сфере инноваций принципиальные отличия от западной?
— В любом государстве нужно подстраиваться под существующие обстоятельства. Мы хотим, чтобы в нашей стране функционировало то, что оказалось успешным на Западе, или в Японии. Но это невозможно, потому что мы живем здесь и сейчас, и инновационная деятельность должна соответствовать реальным условиям нашей страны. Если мы хотим добиться успеха, то должны принимать во внимание и государственный строй, и экономические условия, и социальные. Модель, оказавшаяся эффективной при одних условиях, может оказаться нежизнеспособной при других. Поэтому мы при разработке магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» сформулировали задачи с учетом максимального приближения к реальной практике инновационной деятельности. Первый набор на программу был проведен в 2012 году, с помощью конкурса «Кадры для инноваций» в этом году мы планируем привлечь одаренных абитуриентов. Рассчитываем, что наши выпускники будут компетентными и конкурентоспособными специалистами в своей сфере.
 
Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ